Пикассо, Ван Гог — Nike?
Миру искусства потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что кроссовки и спортивные сувениры стали коллекционной категорией, подобной работам известных художников, но когда Sotheby’s побил рекорд по продаже самых дорогих кроссовок из когда-либо проданных, представив кроссовки Air Jordan 1 с автографом Game wear, он понял, что в них есть что-то особенное. “Этот аукцион свидетельствует о том, что существует сильная группа коллекционеров разного уровня”, — сказал Брам Вахтер, директор Sotheby’s по развитию электронной коммерции.
Феномен кроссовок начался в 2019 году с продажи товаров для стадионов, когда кроссовки Nike Moon были проданы за рекордные 437 500 долларов. Это привело к распродаже других памятных вещей, в том числе игровой майки Майкла Джордана “shattered backboard” со Стефанелем Триестом, майки Леброна Джеймса “King James” Miami Heat и игровых кроссовок Шакила О’Нила, Скотти Пиппена, Денниса Родмана и Стивена Карри.
Аукционный дом также заметил интерес со стороны коллекционеров памятных вещей в стиле хип-хоп после своего первого аукциона на тему хип-хопа в сентябре, который, по словам Вахтера, “открыл глаза”.
Такое отношение к кроссовкам, спортивным вещам и памятным вещам в стиле хип-хоп подтверждает мнение коллекционеров и энтузиастов, которые давно ценят эти предметы. И это также показывает, какое влияние культура кроссовок оказывает на различные сообщества.
Наиболее примечательно, что Sotheby’s внедрил модель «купи сейчас» на своей бесплатной торговой площадке, которая предлагает часы, ювелирные изделия, автомобили и кроссовки стоимостью от 500 до 150 000 долларов (модель официально будет представлена во всем мире этой весной). На данный момент кроссовки Moon были проданы за 150 000 долларов, а также были предложены кроссовки для игр с автографом Шакила О’Нила и спортивная сумка Blue Ribbon.
Официальная презентация модели состоится весной. “Мы стремимся удовлетворить потребности той части рынка, которая еще не изучена в полной мере”, — сказал Вахтер. “Мы объединяем винтажные кроссовки, современные кеды и памятные вещи. В 2021 году мы планируем использовать дроп-модель для этих 5 % лучших кроссовок, сосредоточимся на их предварительном анонсе и проведем более скоординированный дроп, а также постараемся войти в эту категорию как можно быстрее и агрессивнее”.
Вахтер сказал, что появилось много новых клиентов из США, Канады и других стран Европы, которые отправляют товары, а коллекционеры кроссовок обновляют свои коллекции по мере развития рынка.
В 2020 году 70 процентов аукционов Sotheby’s проводились онлайн, а число покупателей в возрасте до 40 лет удвоилось. Модель drop похожа на культовую распродажу Canvas, которая прошла в сентябре 2020 года и включала в себя аукционы кроссовок, созданных художниками, таких как кроссовки Futura и совместная работа Nike Dunk sneaker, кроссовки Paris SB Dunks с работами покойного французского художника Бернара Баффета и кроссовки Pigeon. “Мы пытались рассказать покупателям о художниках, которые в этом участвуют”, — сказал Вахтер. “Futura создала компанию Basquiat и сейчас занимается дизайном кроссовок.
Некоторые из этих художников и дизайнеров и представить себе не могли, что Sotheby’s когда-нибудь будет продавать эти предметы искусства”.
Но не каждое изделие приносит большие деньги. Например, на StockX макароны Paris SB продаются по цене от 150 000 долларов, но самая высокая цена за размер 10 1/2 составляет 36 788 долларов.
По оценкам Sotheby’s, модель была бы продана за сумму от 70 000 до 80 000 долларов, но торги были закрыты из-за отсутствия покупателя. Sotheby’s также отмечает повышенный интерес к кроссовкам знаменитостей. Например, кроссовки Nike Air Yeezy от Канье были проданы на аукционе From the Archive за 17 500 долларов. По прогнозам Wachter, в 2021 году кроссовки будут продаваться за 1 миллион долларов. Он также прогнозирует, что стоимость спортивных кроссовок продолжит расти, поскольку он считает их “исторически недооцененными активами”, а стоимость ранних моделей Nike возрастет, поскольку в этом году компания отмечает свое 50-летие в качестве корпорации, а также летние Олимпийские игры в Токио. Аукционный дом в декабре 2019 года продал оригинальный манифест Олимпийских игр за 8,8 миллиона долларов, что является мировым рекордом для спортивных сувениров.