Современные производители выпускают большое количество разнообразных аккумуляторных батарей для автомобилей. Все они предназначены для обеспечения электричеством основных узлов и агрегатов. С их помощью производится запуск двигателя и поддержание в рабочем состоянии компьютера и системы безопасности.
Виды аккумуляторных батарей для автомобиля
Все аккумуляторы для авто классифицируются по следующим признакам:
- типу установленных пластин;
- электрическим характеристикам;
- способам обслуживания;
- геометрическим размерам;
- стоимости;
- производителю.
По первому показателю современны аккумуляторы подразделяются на следующие виды:
- щелочные;
- свинцово-сурьмянистые;
- свинцово-кальциевые;
- литий-ионные;
- гелевые AGM;
- гибридные.
В щелочных аккумуляторах электролитом является раствор щёлочи. В нём могут располагаться электроды двух видов: никель железные или никель кадмиевые. Такие аккумуляторы способны легко перезаряжаться и работать в условиях низких температур.
В аккумуляторах второго и третьего типа применяют пластины, состоящие из соединений свинца с сурьмой или кальцием. Добавление кальция позволило существенно уменьшить эффект «газовыделения» и «выкипания». Опыт эксплуатации таких батарей показал, что в течение всего времени эксплуатации они не нуждаются в периодической проверке и специальном обслуживании.
Наиболее перспективными разработками считаются литий-ионные и гелевые батареи. В первых батареях для образования электрического тока используют ионы лития. В гелевых и AGM аккумуляторах в качестве электролита применяется специальный гель. Это обеспечивает высокую надёжность и стабильность электрических параметров.
Особенностями гибридных батарей является использование различных металлов для изготовления пластин. Для положительных применяют малосурьмистые соединения, для отрицательных в основном кальциевые. Такая комбинация позволяет объединить достоинства обоих типов аккумуляторов и снизить их недостатки.
Основными электрическими параметрами аккумуляторов являются: номинальное напряжение (для автомобилей это 12 В или 24 В), электрическая ёмкость (измеряется в А/ч ампер/часах). Большинство аккумулятор выпускаются в необслуживаемом варианте. Они могут эксплуатироваться без измерения внутренних параметров (плотности и уровня электролита) в течение всего срока установленного производителем.
Маркировка
На автомобильных рынках представлены аккумуляторные батареи, имеющие четыре основных типа маркировки: азиатской, американской, европейской и российской. Каждая из них имеет одинаковый набор знаков, утверждённых международными стандартами. К ним относятся:
- индивидуальный знак компании производителя (логотип и название);
- основные электрические параметры (номинальное напряжение без нагрузки и полная ёмкость);
- знаки, указывающие полярность клемм;
- количество установленных банок;
- дату, когда аккумулятор был изготовлен.
Кроме этих основных знаков на боковой поверхности аккумулятора наносят информацию по особенностям транспортировки, эксплуатации и утилизации.
Правила выбора
Наиболее оптимальным вариантом считается применение аккумуляторных батарей, рекомендованных заводом изготовителем автомобиля. Если не удаётся приобрести такую аккумуляторную батарею необходимо производить выбор на основании следующих критериев:
- электрические параметры новой батареи должны быть не ниже рекомендованной батарей;
- габариты и способ крепления должны совпадать с предыдущей;
- расположение положительной и отрицательной клеммы должно быть аналогичным;
- желательно выбирать необслуживаемую батарею;
- при наличии нескольких аналогичных батарей следует остановить выбор на изделии хорошо известного и надёжного производителя.