Эксперты по фитнесу рекомендуют бегунам менять обувь примерно каждые 300-500 миль. Это означает, что среднестатистический бегун покупает — и выбрасывает — от двух до четырех пар кроссовок в год. По оценкам, ежегодно выпускается более 200 миллионов пар кроссовок для бега. Это серьезно влияет на окружающую среду. По оценкам, 80% всех кроссовок попадают на свалки. Отчасти это объясняется тем, что их так трудно перерабатывать. “Типичная пара кроссовок для бега состоит из 65 отдельных деталей, для сборки которых требуется более 360 технологических операций”, — отмечается в исследовании Массачусетского технологического института, проведенном в 2013 году. Сюда входят различные пластмассы, потенциально ядовитые клеи и другие химические вещества, такие как красители.
Многие обувные бренды уже некоторое время занимаются переработкой отходов, адаптацией материалов или производственных процессов, но если они просто перерабатывают потенциально токсичные материалы, то это только откладывает решение проблемы. Вот почему следующей целью является создание пары по—настоящему “круглых” кроссовок для бега, то есть обуви, которая по истечении срока службы может быть полностью переработана и использована для изготовления новой пары такой же обуви.
Затем производитель якобы контролирует все необходимые материалы по так называемому “замкнутому циклу». ”По-настоящему круглые кроссовки для бега — это святой грааль экологически чистой спортивной обуви. По словам Николин ван Энтер, футуролога обувной индустрии из Нидерландов и директора онлайн-академии Footwearology, лидерами этой “гонки вооружений” в Европе являются компании Adidas из Германии, On Running из Швейцарии и Salomon из Франции. По ее словам, все три модели используют разные подходы. Проект Adidas под названием Futurecraft. Loop — единственная из этих моделей, которая уже используется. После десяти лет исследований немецкая компания разработала обувь, изготовленную только из одного материала — термопластичного полиуретана, или TPU, — без использования клея. В апреле 2019 года компания отправила 200 образцов пар. После того, как в 2020 году Adidas вернула пользователям первую модель, они очистили использованную обувь и переработали ее детали, превратив ТПУ в гранулы, которые затем были использованы для изготовления второй модели обуви.
В своем заявлении Adidas сообщила, что планирует запустить Futurecraft. Стартует в продаже этим летом. Обувь Salomon, получившая название Index. 01, также изготовлен исключительно из ТПУ, и, когда обувь будет возвращена, компания также сможет переработать ее части, превратив ТПУ в гранулы, которые затем станут частью оболочки ботинок для горных лыж. Компания Salomon сообщила, что кроссовки с индексом. 01 будут доступны покупателям этой весной.
Тем временем швейцарский бренд спортивной обуви On придерживается несколько иного подхода. Его сервис подписки Cyclon позволит бегунам получать последнюю версию кроссовок для бега, также называемую Cyclon. Более половины обуви будет изготовлено из биологических материалов, полученных из клещевинных бобов. Заплатив 29 долларов. Ежемесячная абонентская плата в размере 99 долларов США позволяет покупателям возвращать Cyclon по истечении срока его службы и получать новую пару. Затем компания перерабатывает возвращенную обувь, а некоторые старые материалы используются в других продуктах On.
Компания сообщила, что сервис подписки Cyclon будет запущен во второй половине 2021 года. Консультант по обуви Ван Энтер высоко оценила усилия каждого из брендов, но, по ее словам, с каждым проектом по-прежнему возникают проблемы. “В случае с Adidas нам не сказали, сколько старой обуви перейдет в новую.
Если переработанных материалов всего 10%, то для новой обуви все равно потребуется много новых компонентов. Так что, даже если вы вернете всю старую обувь, вам все равно придется производить гораздо больше новых материалов, чтобы продолжать производство обуви”, — отметила она.
На просьбу прокомментировать ситуацию, в Adidas ответили лишь, что “ни один материал не выбрасывается” и что “каждая возвращенная обувь была полностью использована повторно”.
Подход Salomon предлагает решение этой проблемы, поскольку переработанные компоненты используются в других продуктах, производимых той же компанией. Но даже в этом случае для изготовления лыжных ботинок также потребуются оригинальные материалы, а это значит, что кроссовки не будут по-настоящему круглыми.
Вот почему ван Энтер предпочитает термин “сетевая экономика”, а не «циклическая». “Изготовить тот же продукт из старого материала очень сложно”, — объяснила она. Для старой кроссовки более разумно использовать, скажем, как деталь пластикового стула, затем, по ее словам, стул в конечном итоге используется в качестве наполнителя для дивана, и так далее, и тому подобное.
В случае с круглыми кроссовками также возникает проблема с тем, чтобы заставить людей вернуть обувь обратно, — говорит ван Энтер. Что, если коллекционеры кроссовок захотят сохранить, например, ценное первое издание?
Представитель Adidas согласился, что это было непросто, даже учитывая ограниченное количество обуви, которую компания распространяла: “Недостаточно людей понимали, что они должны вернуть обувь, что неудивительно, поскольку мы никогда раньше не просили потребителей об этом.
Мы должны использовать полученные знания и адаптироваться к ним”, — признал представитель. На самом деле, одной из самых больших проблем проекта в последнее время было то, что “у нас не было достаточного количества обуви первого поколения для создания обуви второго поколения в соответствии с нашим прогнозом”.
Сервис подписки на Cyclon от On частично отвечает на этот вопрос.
Но, как отметил ван Энтер, все кроссовки Cyclon не будут возвращены одновременно, а обувь нельзя перерабатывать по отдельности — это слишком дорого. Для эффективной работы сервиса подписки необходимо, чтобы большое количество обуви возвращалось одновременно.
Или, как предположил ван Энтер, индустрия вторичной переработки развивается технологически, и переработка одной пары или дюжины обуви за раз становится финансово целесообразной. Учитывая все возможные сложности, не считает ли консультант по обуви, что идея круглой обуви — это просто милый маркетинговый ход? Возможна ли вообще по-настоящему круглая обувь для бега?
Да, это так, утверждал ван Энтер, особенно если обувные компании продолжат открыто делиться знаниями, которые они получают, друг с другом и продвигать вперед всю отрасль, а также если производство пластмасс и вторичной переработки продолжит развиваться в прежнем темпе. “И нет, я не думаю, что это трюк”, — заключила она. “Эти проекты просто слишком сложны и дороги для компаний, чтобы заниматься ими в качестве трюка.
Они действительно так думают. И хотя некоторые из этих проектов могут быть не на 100 процентов идеальными, они являются очень хорошим началом”.